Коммунизм - мечта (идеал) человека каменного века.
(Как первобытный коммунизм ворвался в 19 век.)
В первобытной общине все были равны. Отсутствовало государство и его важнейший
признак - публичная власть. То есть, не было людей стоящих над другими людьми,
приказывающих им и наказывающих их и т.д. И распределение средств существования
(продуктов и т.п.) было равным или равнодостаточным. То есть лучший и больший кусок
получал охотник или рыболов, чтобы завтра снова идти добывать мясо, рыбу, чтобы у него
были силы, энергия выполнят эту важную функцию.
Поскольку следы первобытного человека имеют возраст свыше 2 миллионов лет,
первобытный уклад существовал десятки и сотни тысяч лет. Основными орудиями труда
были изделия из камня: топоры, скребки, ножи и т.д. Поэтому этот самый длинный древний
период жизни человека называют каменным веком.
Ученые подразделяют его на ранний, средний и поздний или новый каменный век (палеолит,
мезолит, неолит)
Ранний Палеолит охватывает период от 2 миллионов лет назад - 10 тысяч лет назад.
Средний Мезолит от 10 до 5 тысяч лет до н.э.
Поздний Неолит от 5 до 3 тысяч лет до н.э.
Каменный век длился сотни тысяч лет и практически не было никакого прогресса, так как
отсутствие обособленности в добывании средств жизни, отсутствие частной собственности,
конкуренции и заинтересованности в результатах деятельности, стимулов не побуждали
развивать эту деятельность, повышать её эффективность.
Количественный состав общины первоначально определялся размером кормовой
площади, территории с которой собирали урожай и на которой охотились. А её размер
обусловливался продолжительностью светового дня и скоростью передвижения человека.
Т.е. человек должен был дойти до места сбора плодов, корней и т.д., собирать их, а затем
вернуться обратно на стоянку общины засветло. Во время собирательства первобытные
люди много времени тратили на сбор плодов и были полуголодными. Переход от охоты на
мелких животных к охоте на крупных, употребление мяса диких животных, использование
огня для приготовления пищи означало большой прогресс. Человек физически становился
здоровее и крепче, с одной стороны, у него стало появляться время на другие дела:
изготовление более совершенных орудий труда, отдых и т.д., с другой стороны.
Но порядок в общине был жесткий и обеспечивался неуклонным соблюдением традиций,
обычаев и т.д. Например, в новое время сохранившиеся народы, находящиеся в первобытном
состоянии, соблюдали очень жесткие правила распределения пищи. Например, если ребенок
нашел что-то съестное или ему что-то подарили, он обязан был нести это матери, а она
распределяла это между другими детьми и т.п.
После того, как первобытные люди съедали добытое и оставляли что-то про запас, со
временем стал появляться избыток. Община его могла подарить другой общине. Та в ответ
дарила что-то своё. Избыток собирали и устраивали угощения. Но с постепенным ростом
количества избыточного продукта последний оседал у вождя племени, старейшины общины
и т.д. Таким же образом делили и военную добычу: кому-то больше, кому-то меньше. Так постепенно возникали богатые люди и бедные.
Во время мезолита и особенно в первой половине неолита люди постепенно переходят от
собирательства и охоты к выращиванию растений и разведению домашних животных.
Каменные орудия тщательно обрабатывают, шлифуют, сверлят и т.д. и они становятся
совершенными. Массовый переход от собирательства и охоты к обработке земли и
скотоводству называется неолитической революцией. Этот переход позволил резко
увеличить количество получаемых продуктов и других предметов потребления, которыми
располагала первобытная община.
В ходе неолитической революции община распадается на отдельные семьи, состоявшие из
отдельных пар, мужчины - женщины. Это происходило благодаря применению тягловой
силы животных в земледелии и разведению домашнего скота, использованию более
совершенных орудий труда (сохи и т.д.) В этих условиях прежний коллективный труд всей
общины не требовался. Отдельная семья могла самостоятельно вести свое домашнее
хозяйство. А брачные пары (мужчина и женщина) с давних пор стремились обособиться,
уединиться. Такая тенденция вызывалась и экономическими факторами (присвоение
результатов своего труда) и социальными (меньше конфликтов на почве половых отношений,
воспитание своих детей)
В этих условиях расслоение на бедных и богатых усиливается. Плененного воина, членов его
семьи становится выгодно превращать в работника, прислугу, а затем и раба. Кроме того,
менее удачливые семьи берут продукты в долг, до нового урожая. Затем, когда долг отдать не
могут и он растет, отдают кредитору за долги в работники члена своей семьи. И он тоже
становится рабом.
Производительность труда растет с появлением медных орудий. Возникают товары, деньги,
классы и государство, классовая борьба, принуждение и т.д. Так появляются первые крупные
государства ...Шумер, Вавилон, Др.Египет, Др.Греция и т.д. Новое классовое общество
возникло при разложении первобытного, где все были в принципе равны.
Богатых, конечно, было гораздо меньше, чем бедных и возникает естественное мнение у
многих людей, что раньше было более справедливое общество, когда люди были равны, не
было эксплуатации и принуждения. И старые времена стали называть золотым веком.
Необходимо уточнить понятие равенства, тех времен. Во главе общины стоял вожак, вождь,
более сильный, мудрый член общины, имелись охотники и воины. Среди них выделялись
более сильные и более удачливые. То есть иерархия или неравенство уже тогда имели место.
Ведь иерархия существует и в сообществе, стаде, стае животных.
Первые письменные свидетельства якобы о золотом веке в прошлом находим у
древнегреческого поэта Гесиода (8-7 век до н.э.) Он писал о 5 веках (золотом, серебряном и
т.д.) И каждый последующий век - хуже предыдущего, и что поэту нужно было или раньше
умереть, или позже родиться. Но развернутое исследование классового общества и
составление проекта о его переустройстве, создание более справедливого и идеального
общества находим у Платона (Др. Греция, 428-348 г. до н.э.) Он считал главным злом в
современном ему обществе частную собственность и особенно деньги, золото, серебро и т.п.
Он делил в идеальном обществе людей на 3 класса - правители ( философы ); стражи
(воины); крестьяне, ремесленники.
Собственность должны иметь только крестьяне и ремесленники, чтобы работать и создавать
средства существования для всего общества. Без неё им нельзя. У остальных её быть не
должно, особенно предметов роскоши. Чтобы собственник не воспитывал своих детей как
стяжателей, которые так же будут стремиться увеличивать свою собственность, всех детей
должно воспитывать общество. Дети не знают своих родителей, родители не знают своих
детей. Да и браки заключались не по желанию юношей и девушек, а по рекомендации
особых людей, которые подбирают пары по своему усмотрению с целью рождения
полноценного потомства.
Идеи о справедливом устройстве жизни людей затем появляются в христианстве и др.
религиях (но не в земной жизни, а в ином мире, в раю и т.д.) Эти идеи развивают Томас Мор
("Утопия") Томазо Кампанелла ("Город Солнца"), Сен-Симон, Фурье, Роберт Оуэн, (даже
создал фабрику, которую обслуживала община, что-то вроде кооператива, коммуны). Их
назвали социалистами - утопистами, так как их теории не могли быть реализованы (Понятие
заимствовано из книги Томаса Мора) Наконец, на историческую арену в 19 веке вышли вслед
за социалистами, Маркс и Энгельс, назвавшими себя и единомышленников - коммунистами,
а будущее общество - коммунизмом. Они назвали своих предшественников утопистами, а их
теорию утопией. Свою теорию нарекли научным коммунизмом.
Однако суть теории марксизма осталась прежней: она во многом повторяла Платона.
Основной её постулат одинаков. Главным злом называлась частная собственность. В связи с
этим её следовало уничтожить. Это будет сделано в ходе революции, которую совершит
рабочий класс, самый передовой в истории класс, возьмет власть в свои руки (диктатура
пролетариата) и построит справедливое общество. Без частной собственности, эксплуатации.
Здесь все будут равны, работать в меру своих сил, а получать по потребностям. Классов не
будет, преступников не будет, государство и право исчезнут.
Отношения в первобытном обществе иногда называют первобытным коммунизмом (общая
собственность членов общины на кормовую территорию, охотничьи угодья и т.п. и
результаты труда, равное или равнодостаточное распределение, отсутствие социального
расслоения, равноправие и т.д.) Но в основе этих отношений лежали примитивные орудия
труда, исключительно низкая производительность труда, острый дефицит средств
существования, полуголодная жизнь и очень трудные условия жизни. Главным было выжить,
дожить до следующего урожая, до весны и т.п. И такие отношения длились в течение многих
тысячелетий, десятков и сотен тысяч лет.
Положение стало быстро меняться7во-первых,после того, как человек стал добывать, точнее,
производить больше средств жизни чем ему (общине) было необходимо для выживания. Во-
вторых, с использованием тягловой силы животных стал возможным выход отдельных
брачных пар из общины с целью обособленного ведения хозяйства и самостоятельного
существования. Возникает собственность отделившейся семьи. Она становится частной
(жилые и хозяйственные постройки, скот, орудия труда и т.д.), хотя земля, пастбища, леса и
т.д. у многих народов оставались долго коллективной или общинной собственностью . Но
община первобытная, распавшись на отдельные семьи (роды, родовой строй) дает жизнь
соседской или сельской общине. Подобная община существовала в России до столыпинских
реформ и до 1917г, а затем и в СССР до коллективизации.
В период распада первобытной общины присваивающая экономика превращалась в
производящую. Средств существования уже было достаточно и угроза голодной смерти
уходила в прошлое. Этот период, когда средств существования было уже достаточно для
удовлетворения потребностей людей, но частная собственность только возникала, не
составляла ещё значительного удельного веса, и стали называть впоследствии золотым
веком. Ибо дальше с развитием частной собственности возникает социальное расслоение на
бедных и богатых, эксплуатация, классовый гнет и т.д. Кстати, процессы эти проходили
постепенно в течении сотен и тысяч лет. Поэтому можно сказать, что возникавшая при этом
тоска по прошлому и дает основание сказать "коммунизм (первобытный) - идеал человека
каменного века". Легенды, предания об этом периоде дошли до Гесиода, Платона, а их
рассуждения, мысли и идеалы - до нас.
Частная собственность и товарно-денежные отношения позволили значительно ускорить
прогресс в развитии общества, в особенности технический. Но жесткая эксплуатация ещё
должна была существовать в течение тысячелетий. Если бы в Древнем Риме восставшие во
главе со Спартаком победили, что существенно изменилось бы?? Да ничего в принципе.
Просто рабы на плантациях и галерах превратились в надсмотрщиков, а надсмотрщики в
рабов. Только использование силы ветра и пара позволили отказаться от рабства. Частная
собственность позволила резко ускорить технический прогресс, достигнуть невиданной
производительности труда и замены тяжелого физического труда умственным и более легким
физическим. В своем развитии эти процессы приводят к резкому снижению доли труда
рабочих и замены их инженерами, техниками, операторами, менеджерами. Параллельно с
этим процессом постепенно происходит и демократизация всех общественных отношений.
Частную собственность со временем дополняет кооперативная, акционерная, корпоративная,
государственная, общественная и т.д. Частная собственность, товарно-денежные отношения и
рыночное регулирование имеют свои негативные стороны. Создают специфические, в том
числе социальные проблемы. Но их разрешать следует не путем уничтожения частной
собственности, не путем переворота, революции, а путем государственного регулирования,
создания социальных фондов и социальных программ, формирование гражданского
общества и т.д. И пример тому - социальное (не социалистическое) государство в Норвегии,
Франции, Германии и т.д. ,
В Древнем Египте не было частной собственности. Там все было государственное: земля,
вода, орудия труда, скот, люди и производимые продукты. Последние свозились на
государственные хранилища, строго учитывались и затем распределялись. Частной
собственности не было, но были рабы, холопы, эксплуатация и т.д. Это называется азиатский
способ производства. К. Маркс его подробно не рассматривал,, так как его существование
подрывало основные устои теории Маркса (главное зло - частная собственность и т.д. Её
уничтожение позволит построить коммунизм.)
Но коммунизм построить нигде не удалось, хотя частную собственность и ликвидировали.
Вместо традиционных классов и сословий появилась новая социальная иерархия во главе с
новой элитой и номенклатурой. Снова возникают бедные и богатые, рядовые и
привилегированные. Марксизм сыграл свою роль, позволил конкретизировать черты
будущего общества, сформулировать принципы его формирования и регулирования. На
современном этапе - это социальное и правовое государство, демократическое управление,
создание гражданского общества, социальных фондов, предоставление энергичным ,
предприимчивым людям свободы предпринимательства, а бедным, больным, многодетным и
инвалидам - важной социальной помощи за счет изъятия части доходов у предпринимателей
и здоровых трудоспособных граждан. И такое государство теперь называют социальным, а
общество социально ориентированным, но не социалистическим. Пример - шведская модель
социализма, социальное государство Норвегии, Германии, Франции и т.д. Социалистическое
государство, диктатура пролетариата связаны с насилием и принуждением, с
централизованным регулированием хозяйственной и общественной жизни, отрывом от
реальных потребностей людей, застоем, потерей конкурентных способностей. В конечном
итоге это вызвало поражение в борьбе за существование, за ресурсы, за лидерство в мире.
Попытка реализовать теорию К. Маркса, Э. Энгельса, В. Ленина в СССР выявила
положительные и отрицательные стороны учения о коммунизме, и позволило показать
оптимальный путь будущего развития человечества. А он означает формирование в ходе
длительного исторического развития социального (не социалистического!) государства,
гражданского общества и демократических институтов. Для этого и потребовался гигантский
эксперимент со строительством коммунистического общества в России. Он мог произойти
только в такой огромной, богатой, противоречивой стране с уникальным народом. Несмотря
на колоссальные при этом потери во всех сферах народ смог вынести такой вселенский
эксперимент и сохранить себя, свою государственность и культуру. И нет никаких сомнений,
что в недалеком будущем эту страну ждет небывалый расцвет, который по справедливости
она заслужила.
21.01.2013