Киевская Русь
Известно деление истории любого народа на 3 периода: дикость, варварство, цивилизация. Дикости соответствует период первобытнообщинного строя, когда первобытные люди живут общиной во главе с вожаком. Основные источники средств существования дают собирательство даров природы, рыболовство, охота. Распределение продуктов – равнодостаточное. При этом лучший кусок – доставался охотнику, рыболову, чтобы завтра он снова мог пойти на добычу пищи и принести ее.
Варварство начинается с того, что со временем община распадается на отдельные роды во главе с родоначальником, старейшиной. Несколько родов составляют фратрию, а несколько фратрий образуют племя во главе с вождем. Племена образуют союз племен во главе с князем, конунгом. В хозяйстве начинается выращивание злаков, появляются зачатки земледелия, приручение животных и скотоводство. Люди в этот период живут в поселениях, состоящих из нескольких или множества жилищ, домов. Эти поселения называются сельской или соседской общиной. Такой уклад называется родоплеменными отношениями, и соответствует периоду развития народа, называемому варварством. Этот период, как правило, наиболее воинственный в развитии многих народов. Войны ведутся, чтобы защитить свои земли, пастбища, населенные пункты и имущество от набегов врагов, чтобы захватить чужое имущество и рабов, чтобы потребовать от побежденных уплаты выкупа, дани и т.д. Для ведения войны избирается вождь, военный предводитель. А организация общества этого периода именуется военной демократией.
Цивилизация означает, что люди проживают в сельских поселениях и городах. Они имеют письменность и государство. Государство немыслимо без писаных законов, им принимаемых и охраняемых, а также религии, морали и др. развитых социальных норм.
Славяне совершали свои многочисленные военные походы на соседние племена и их союзы, на побережья Каспийского, Черного и Средиземного морей и в другие места также в период варварства, который имел место у них где-то в V-VI веках нашей эры. В VII-VIII веках у славян начинается период цивилизации, и возникают государственные образования Куявия, Славия, Артания на территории будущей Новгородско-Киевской Руси.
Принято считать началом образования Новгородско-Киевской Руси вторую половину IX века. Племена восточных славян и их союзы объединяются под властью Новгорода, а затем Киева в единое государство. Городов у славян в то время уже было много. Кроме Киева имелись: Новгород, Ладога, Изборси, Ростов, Белоозеро, Псков, Чернигов и др. Все значимые города в древности возникали на пересечении крупных торговых путей, которые проходили по сухопутным, речным и морским дорогам. Торговля была стимулом к развитию городов и давала средства на их развитие. Через славянские земли проходили три торговых пути по Днепру и Волге:
1) из скандинавских стран в Византию (Грецию);
2) из Скандинавии по Волге и Каспийскому морю в страны востока Иран, Ирак и т.д.;
3) из Великого Новгорода вниз по Волхову через Ладожское озеро и Неву в Швецию, на остров Готланд в прибалтийские земли.
Киев выгодно отличался от других городов своим географическим и экономическим положением и поэтому стал и политическим центром – столицей древнерусского государства восточных славян – Новгородско-Киевской Руси.
Новгородско-Киевская Русь была крупнейшим государством Европы. Ее огромная территория простиралась от верховьев Северной Двины на севере до Таманского полуострова, Днепра на юге и верховьев Вислы на западе. Под властью Киева объединились племена славян: поляне, древляне, северяне, дреговичи, вятичи, дулебы, радимичи, кривичи, хорваты, тиверцы, уличи и др.
Можно сказать, что Россию как таковую сделали лиственные леса, - своим существованием в сложившемся виде она обязана лиственным лесам. От опадающей осенью листвы образуется верхний плодородный слой земли – гумус. Леса ограждали население от завоевателей, чаще всего - от кочевников. Первый экономический и политический центр Руси Киев находился на границах со степью и не был защищен от набегов кочевников. Поэтому второй столицей стал Владимир на Клязьме, а затем и Москва, расположенные за могучими лесами. Дома строились из хорошо обтесанных стволов деревьев (бревен), скрепляемых по углам. Крыша выполнялась также из дерева, покрывалась березовой корой или другим материалом.
Вся домашняя мебель и утварь делалась из древесины. Хозяйственный инвентарь (плуги, борони и т.п.) тоже сделаны из дерева, но позже оббивались железом.
Весь транспорт изготовлялся также из дерева: телеги, сани. Главным источником тепла также была древесина – березовые дрова. В хозяйстве и в приготовлении пищи широко использовали то, что давали леса, богатые грибами, ягодами, дичью, медом и т.д.
Жилые дома, хозяйственные постройки, храмы, мосты и укрепления славяне строили из дерева. Этот материал до сих пор считается экологически самым подходящим для сооружения жилья. В нем сухо и тепло зимой, прохладно в жару. Этот строительный материал был самым распространенным и, значит, дешевым в ту пору, т.к. славяне проживали в основном в лесной и лесостепной зонах. Наконец, из леса очень быстро можно сделать жилые сооружения. Так, жилой дом бригада плотников могла собрать за 1-3 дня, причем без единого гвоздя и с помощью только топоров.
В конце X века в Киеве византийские мастера соорудили каменную церковь Рождества Богородицы. Ее заказчиком был князь Владимир, крестивший Русь. Он выделил на содержание храма десятую часть своих доходов, поэтому у церкви появилось второе название – Десятинная.
В качестве строительного материала использовалась плинфа, представлявшая собой плоский широкий кирпич. Из таких кирпичей византийцы строили у себя храмы и другие сооружения. Поэтому и Десятинная церковь, а затем и Софийский собор в Киеве построены из плинфы. Для такого материала требовалось глина и вода. На севере, в частности в Новгороде, строительным материалом служили природные валуны, называемые «серый плитняк», а во Владимиро-Суздальской земле строительство велось из ослепительно-белого известняка.
Так, в XII веке во Владимире при князе Андрее Боголюбском сооружена деревянная крепость с каменными Золотыми и Серебряными воротами и Успенский собор, главный храм города. В окрестностях Владимира построено Боголюбово, резиденция князя. Она являла собой белокаменный двухэтажный дворец, храм Рождества Богородицы, крытые переходы и две башни. Храмы богато украшены иконами, драгоценной утварью, росписью, а своды и купола позолочены.
Великую славу Киевской Руси, укрепление ее международных позиций, расширение экономического и политического влияния, рост могущества принесли военные походы и деятельность выдающихся правителей древности Олега Вещего, Игоря, Святослава.
Олег подчинил Киеву славянские племена северян, древлян, дулебов, вятичей, радимичей, хорватов и тиверцев. Он совершил самый удачный из всех военных походов на Византию. В 907 г. был заключен очень выгодный для Киевской Руси мирный договор с Византией. В 911 году через четыре года между державами заключен первый в истории Восточной Европы письменный мирный договор, написанный на греческом и славянском языках. В походе участвовали две тысячи мореходных кораблей по 40 человек с оружием и припасами на каждом. То есть войско насчитывало не менее 80 тысяч человек.
Успех определялся не только огромной данью, выплаченной Византией русичам - по 12 гривен на человека. Такого количества серебра не могли собрать со всей империи, и пришлось дань выплачивать многочисленными товарами, в том числе тканями (шелками, ситцем). Тканей было так много, что русичи сшили из шелка паруса для своих кораблей. Кстати, они оказались непрочными, и их пришлось заменить.
По условиям договора каждый русский человек имел право приходить по морю в Царьград (Константинополь) как гость. Греческие власти обязаны были принимать его как доброго и званного гостя Византийской империи, бесплатно обеспечивать всем необходимым в течение полугода, пока улаживались торговые дела.
Кроме угощения предусматривалась возможность посещения бани. Русские люди баню посещали часто – через 1-2 дня, и это ценилось не менее, чем обильное угощение. Перед возвращением домой гости-купцы обеспечивались всем необходимым для обратного пути: вода, пища, судовое снабжение (паруса, канаты и т.п.).
В договоре включены статьи уголовного и гражданского права, регулирующие вопросы разрешения обид и ссор византийцев и русских купцов. Статьи обеспечивали безопасность греков и русских, охрану их имущества, право наследования и оформление завещания. Это свидетельствует о том, что на Руси уже имелось законодательство, и его статьи были включены в международный договор.
Перед уходом из Царьграда Олег и некоторые его воины прибили свои щиты к вратам города. Это свидетельствовало, что Киевский князь был защитником Византии, и ее возможные враги должны знать это. С другой стороны, это было и напоминание грекам для того, чтобы они соблюдали условия договора.
Но прошло время. В степях от Дона до Дуная поселились новые кочевники печенеги, и византийцы стали забывать условия мирного договора, избрав себе кочевников в союзники. Новый великий князь Киевский - Игорь вынужден был совершить еще два похода на Византию, заручившись союзом с печенегами. После этого опять был заключен выгодный договор Руси и Византии. Он во многом повторял условия прежнего договора, но содержал и новые статьи. Они обязывали Игоря не пропускать врагов Византии в Крым, где располагались греческие колонии. Если Византии понадобится военная помощь русичей, то их отряд должен выступить в соответствующий поход для оказания помощи.
И «да увидят чрез то все иные страны, в какой любви живут Греки с Русью» (А. Шишов, Стр. 52).
Княжить в те времена означало много воевать, и именно таким князем был сын Игоря - Святослав. В четыре года он с копьем в руках был посажен на коня. А став подростком, имел свою дружину из сверстников, которые потом сопровождали его в походах.
Святослав воспитывался в среде дружинников. Почти вся его жизнь прошла в военных походах. Идеалом его была слава храброго воина, верного традициям дружинников, критерием правильности поступков – мнение дружины. Он был выдающимся полководцем, которого современники не зря называли «Воителем». Но, проводя жизнь в походах, он вел себя исключительно просто: не возил с собой повозок, котлов, шатра. Пища (нарезанные куски мяса и т.п.) приготавливалась на костре на углях. Спал под открытым небом на земле, постелив потник коня и положив под голову седло.
Святослав не нападал тайно и неожиданно. Он любил, как пишет летописец, предупреждать противника, извещая его «Хочу на вы ити». Его походы были быстрыми и стремительными, т.к. он воевал без обозов. Но кампании длились очень долго. Так, один поход на Волгу и Северный Кавказ длился почти 5 лет.
Важнейшим видом деятельности купцов и воинов Киевской Руси была торговля. Налоги, тогда в виде натуральной дани, собирались во время полюдья. Это был массовый поход князя с дружиной по подвластным землям, круговой объезд своих владений. Дань в виде мехов, тканей, меда, воска и т.п. собиралась в течение 5-6 зимних месяцев, складировалась на берегах рек и озер. По весне эти запасы грузились на челны и отправлялись на рынки, в частности в Византию, Персию и т.д. По пути из Северной Европы и Скандинавии перевозились в этом и обратном направлении и другие товары (путь «из варяг в греки»).
Во время Святослава этот путь был прегражден хазарским каганатом, который располагался в районе нижней Волги, Дона и Северного Кавказа. Хазары были давнишним противником Руси и в создании единого государства, т.к. некоторые племена славян платили дань им, а не Киеву. Наконец, в походе на хазар погибло огромное войско (Рать) отца Святослава, Великого Киевского князя Игоря.
В ходе многолетнего похода Святослав одержал победы над волжскими булгарами, буртасами и хазарами. Разрушил главную крепость хазар Саркел в районе нижнего Дона. Дошел до Керченского пролива. На Северном Кавказе взял хазарскую крепость Семендер, победил ясов и касогов.
Вернувшись в Киев и недолго готовясь, Святослав начинает новый поход, длившийся свыше 5 лет на придунайскую Болгарию. Последняя была тогда крупным государством с мощной армией. Достаточно сказать, что болгарский царь Петр спешно сформировал свою армию, которая в 3 раза превышала войско Святослава. После завоевания Болгарии Святослав продолжил военные действия, но уже против Византии. Война затянулась. В конечном итоге Святослав встречается с византийским императором Иоаном Цимисхием и заключает с ним мирный договор.
На обратном пути в Киев Святослав погиб в битве с печенегами (на о. Хортица на Днепре). Его мечта перенести столицу Руси из Киева на землю Болгарии не осуществилась.
Византиец Лев Диакон описал внешность Святослава, прибывшего на встречу с Цимисхнем: император в позолоченных доспехах подъехал на коне к берегу Дуная с великим отрядом всадников. «Святослав приплыл по реке на скифской ладье и, сидя за веслом, греб наравне с прочими без всякого различия. Он был среднего роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела, вполне соразмерные… Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой» (С.Э. ст. 332-333). Есть картина великого русского художника, посвященная этой встрече. Она потрясает зрителя: с одной стороны император Цимисхий на коне в позолоченных доспехах с огромной конной охраной, вооруженной до зубов. С другой стороны, в маленьком челне с двумя гребцами, Святослав. Без оружия, без доспехов, без охраны. Это действительно говорит о Святославе как о великом воителе. Он прост, как правда, чист как младенец, без всяких помыслов и хитрости. Без страха и упрека! Вот такие у нас предки были!
Важнейшим достижением Святослава было расширение, укрепление Киевской Руси как единого государства, поднятие его авторитета. Сам он был женат на венгерской принцессе Предславе, а его сын Владимир стал крестителем Руси.
Святослава называют «Александром Македонским» Восточной Европы. Такую честь он заслужил беспримерными военными походами, храбростью в боях, открытостью, честностью, простотой и скромностью. Благодаря этим чертам он не проиграл ни одного сражения, кроме последнего. Тогда за деньги Византии он был окружен нанятыми печенегами и разбит после тяжелой изнурительной зимовки при возвращении из походов в районе днепровских порогов. Дело Святослава продолжил его сын Владимир.
Владимир правил Киевской Русью с 980 г. по 1015 г. Годы его правления – начало расцвета единого государства славян. Он многое сделал для поддержания и укрепления этого единства. Вначале в течение трех лет он покорил восставших радимичей и вятичей. Для укрепления государства направлял в земли, входившие в состав Киевской Руси, своих сыновей в качестве наместников. Спорные территории Червенской Руси с городами Перемышль, Червен и др. он снова вернул в состав Киевского государства, отвоевав их у Польши.
Большую опасность для Руси еще со времен Игоря и Святослава представляли кочевники печенеги. Из приазовских степей в Причерноморье приходили все новые и новые орды кочевников. Они периодически совершали набеги на русские города и села, уводили население в плен, а затем продавали его на невольничьих рынках. В 992 г. Владимир нанес печенегам крупное поражение. В честь этой победы был основан г. Переяславль. Но через четыре года печенеги снова подошли близко к Киеву. Владимир вышел к ним с небольшой дружиной и был разбит, а сам он едва спасся чудом.
И тогда было решено принять кардинальные меры против кочевников. Вдоль южной границы Руси на левом берегу Днепра была сооружена система крепостей в четыре линии на расстоянии 15-20 км друг от друга. А в глубине этой линии построен город-крепость Белгород. Для предупреждения нападения введена система светового оповещения. На высоких холмах, с которых открывалась хорошая видимость, сооружались сигнальные башни. На башнях зажигался огонь, если в степи замечалось движение конных масс кочевников (степь «дымилась» пылью от их передвижения). Огонь быстро зажигался по цепочке башен и через несколько минут в Киеве знали о нападении орды и начинали готовиться к отражению врага.
В города-крепости начали привлекаться для несения службы и обороны удальцы из русского севера – Новгорода, Ростова, Белоозера и др. городов. В постоянной борьбе с кочевниками здесь формировались характеры русских богатырей – героев многих легенд, сказок и былин.
Исключительную роль для укрепления древнерусского государства и развития его культуры сыграло принятие христианства. Владимир долго решался на этот шаг. Сначала он пытался достигнуть указанной цели путем усовершенствования язычества, установления единобожия. Но язычество в принципе не могло решить указанных задач. В древней Руси интенсивно шел процесс разложения родоплеменных отношений, развитие имущественных различий между людьми, деление их на бедных и богатых. Это воспринималось большинством населения как несправедливость. Язычество уравнивало всех людей перед силами природы, не могло объяснить имущественного неравенства и успокоить население. Оно не давало ответов на новые вопросы, исходившие из новых условий существования общества: о смысле жизни, о жизни и смерти и т.п.
Для указанной цели требовалось принятие Русью одной из мировых религий. В Киеве уже появились представители этих религий – из Хазарии шло течение иудаизма, из Волжской Булгарии – мусульманство, из Рима и Византии – христианство римского и византийского толка.
Владимир интересовался отправлением культа в указанных религиях, посылал послов в разные страны. В летописях этот процесс отражен под рубрикой «Выбор веры». Одну религию Владимир отверг из-за простоты богослужения и очень скромного убранства храмов. Другую – из-за того, что она запрещала употребление спиртного и т.д. Христианское богослужение римского толка осуществлялось лишь на латинском языке. Ввиду этих и других факторов Владимир выбрал христианство из Византии. Ему еще нравилось, что в Византии главой церкви была не самостоятельная фигура, как папа Римский, а сам император. Он был главой и светской и религиозной власти. К тому же Русь и Византию связывали вековые торговые, культурные и политические отношения.
Владимир согласился на принятие христианства от Византии, но поставил условие своего крещения – женитьбу на византийской принцессе Анне. Это сыграло важную роль в укреплении престижа киевского князя в международных отношениях. В Византии сначала согласились с этим предложением, но потом стали уклоняться от его выполнения.
Тогда Владимир пошел на необычный вариант принятия христианства. Он не поехал в столицу Византии Константинополь для крещения, а организовал военный поход на центр греческих владений в Крыму - крупную колонию греков - г. Херсонес (возле современного г. Севастополя). Через несколько месяцев осады город был взят. Владимир послал в Константинополь гонцов с сообщением: если Анна, сестра императора, не прибудет в Херсонес, столица Византии будет атакована русским войском. Владимир подтвердил также, что он согласен принять крещение. Вскоре Анна со свитой и священниками прибыла в Херсонес. Владимир и часть его дружины приняли крещение, а Херсонес был возращен империи.
Фактически в период с 987 по 989 гг. Владимир поставил Византию на колени: сначала он послал свое войско по просьбе византийских властей для усмирения мятежников и усмирил их. А затем объявил Константинополю ультиматум после взятия Херсонеса.
Христианство стало постепенно распространяться по Киевской Руси. Оно сыграло великую роль в укреплении древнерусского государства, развитии разнообразных связей с Византийской империей. Облегчало жизнь простым людям. Оно объясняло имущественное неравенство людей, утверждало, что смысл жизни не в вещах, деньгах, богатстве, а в способности человека, его души совершать добро, нравственно совершенствоваться. Человек должен нести свой крест, т.е. подчиняться судьбе, не допускать греховных поступков, нравственно совершенствоваться и т.д. В этом случае его душу ожидает в ином мире вечное блаженство. Так любой человек мог чувствовать себя свободно, независимо и духовно выше тех, кто был богаче в имущественном отношении.
Христианство запрещало многоженство, укрепляло семью, облегчало жизнь женщины и детей, запрещая похищение невест, насильственную выдачу дочерей замуж, преследовало преступления и поступки, унижающие человеческое достоинство. Христианство также давало человеку возможность исправиться: искупить грехи, очистить душу и заслужить прощение, надеяться на счастливую жизнь в вечности.
С церковью на Русь пришла грамотность, прибыли переводчики и переплетчики книг, художники, архитекторы, строители храмов и т.д. При храмах и в монастырях создавались школы, куда отдавали детей обучаться грамоте.
Христианство приживалось на Руси с трудом, особенно в отдаленных уголках и глухих местах, в частности на севере. Возникло уникальное явление – двоеверие. Многие люди, приняв христианство и соблюдая его основные предписания, продолжали выполнять и языческие традиции. Например, празднование масленицы, Ивана Купалы, колядование и т.п., продолжали верить в домовых, леших, в приметы, гадание, колдовство и т.д.
Надо отметить, что язычество имело тщательно разработанную систему взглядов, элементы сказочной фантазии. Оно отражало окружающую природную среду и соответствовало натуре восточных славян. Поэтому оно долго сохраняло живучесть и частично сохранилось до сих пор.
Сын Владимира - Ярослав правил на Руси как великий киевский князь с 1016 г. по 1054 г. Это период наивысшего расцвета древнерусского государства. А Ярослав вошел в историю под именем Мудрый. В «Словаре русского языка XI-XII вв.» слово мудрый означает умный, сметливый, хитрый, знающий жизнь, благоразумный, сложный. Кроме титула Великого князя он носил и восточный (тюркский) титул каган, что равнозначно было титулу императора. В записи собора Святая София в Киеве он прямо назван цесарем, т.е. императором. По древнерусским обычаям престол великого князя наследовал его старший сын. Ярослав ввел правило, по которому наследовал дело отца старший мужчина в роду князя. Зачастую это был брат князя.
Русские купцы и их охрана, а также русские воины и мужи вообще отличались задиристым и буйным характером. Поэтому в многочисленных договорах с Византией указывались, что любой русич мог торговать в Константинополе и проживать здесь до 6 месяцев в году, получая бесплатное питание, постой и неограниченное пользование баней. Однако в город Константинополь одновременно пропускались не более 50 человек русичей и обязательно без оружия.
Русичи любили подразнить своих врагов. Вот как описывается встреча противников на берегу реки Буг. На одном берегу собралось польское войско во главе с королем Болеславом Храбрым, имевшим полноватую фигуру, а на другом – русское войско во главе с Ярославом. Далее историк Н.И. Костомаров пишет: «Тут опять повторился русский обычай поддразнивать врагов. Кормилец и воевода Ярославов, Будый, ездя по берегу, кричал, указывая на Болеслава: «Вот мы тебе щепкою проколим черево твое толстое». Не стерпел такого оскорбления храбрый Болеслав: «Если вас не трогает такой укор, - сказал он своим, - один погибну», и бросился в брод через Буг, а поляки за ним».
В державу Ярослава входили 22 различных племени и народа. Ее территория по периметру равнялась 4 тысячи километров, а проживало здесь около 4 млн. человек.
Следует отметить и другого сына Владимира - Мстислава. Он был князем в южных землях Руси – на Таманском полуострове. Летописец рисует его смелым рыцарем, талантливым полководцем, красивым, высоким и щедрым человеком. Он прославился своими победами на Северном Кавказе. Во время очередного похода на касогов он вызвал на поединок местного князя богатыря Редедю. В бою Мстислав одержал победу и, согласно договора между бойцами, овладел землей и имением Редеди. А племена касогов были обложены данью.
Русь X в. по уровню развития сравнялась с развитием государств Восточной Европы, Скандинавии, Балканского полуострова. Но она отставала от таких стран как Франция, Англия и Германия. Страны Западной Европы находились в более благоприятных погодных, климатических и географических условиях: более теплый климат, близость к морям, плодородные земли, а не болота и дремучие леса, как у восточных славян. Но важным благоприятным фактором был исторический. В свое время указанные страны были завоеваны римской империей. По всей их территории располагались римские крепости и гарнизоны. Находившиеся в них воины и римская администрация постоянно общались с местным населением, передавали свой опыт ведения хозяйства, обработки земли и ведения животноводства, обучали грамоте, латинскому языку и культуре и конечно военному искусству. Восточные славяне подвергались постоянной угрозе нападения кочевников из степей (скифов, сарматов, гуннов, аваров, печенегов, половцев, татаро-монгол). От постоянных военных набегов славяне терпели огромные потери в людях, в материальных ресурсах: люди гибли в войнах, их уводили агрессоры с собой, увозили зерно и ценности, уничтожались жилые дома и хозяйственные постройки. Другими словами, западноевропейские народы, входя в состав римской империи, черпали от нее полезные хозяйственные и культурные способы, навыки, методы и тем самым продвигались вперед, а развитие восточных славян тормозилось, замедлялось в постоянной борьбе с более отсталыми кочевниками.
Через территорию Руси проходило несколько торговых путей. Главный путь из них «из варяг в греки». Это торговые пути из Скандинавии и Северной Прибалтики по Днепру к Дунаю и Черному морю, а через них – в Болгарию, Византию и на Балканы.
Другой путь шел из Прибалтики через новгородские и северо-восточные земли Руси на Волгу, Дон, Азовское море и Каспий. Это восточный путь в Хорезм, Бухару, Закаспий.
Был и западный путь в страны Европы: Польшу, Чехию, Германию, Францию. И ни один из этих путей не был полностью открыт для русских купцов и их товаров: на востоке его перекрывала Булгария, на юге кочевники, и со стороны запада - польское государство.
Одна из задач великих русских князей состояла в том, чтобы обеспечивать свободу торговли по указанным направлениям. Ярослав занял Киев в 1016 г. и заключил с германским императором Генрихом II союз, направленный против Польши. Однако поляки во главе с Болеславом I нанесли поражения Ярославу и заняли Киев. Против поляков вспыхнуло восстание горожан, и они вскоре вынуждены были покинуть Киев. Но при этом ограбили город, увезли в полон массу людей. Одновременно они захватили западнорусские земли (Червенские города, т.е. Галичину).
В 1036 г. печенеги совершили свое последнее крупное нападение на Русь. Они обступили Киев со всех сторон, возможно воспользовавшись тем, что Ярослав в это время отсутствовал – находился в Новгороде. Ярослав собрал войско, прибыл в Киев и нанес сокрушительное поражение печенегам. От него кочевники не смогли оправиться, и их побеги на Русь прекратились.
В ознаменование крупнейшей победы над печенегами Ярослав на месте битвы заложил храм-собор Святой Софии. Такое же название имел и главный собор в Константинополе. Этим подчеркивалась и преемственность в религии, и государственное равенство с империей.
При Ярославе Русь вышла на западный берег Чудского озера и, следовательно, к границам Прибалтики. Здесь основан г. Юрьев (ныне эстонский г. Тарту) в честь Ярослава, который получил христианское имя при крещении Георгия – Юрия. Ярослав совершал походы и на воинственное балтийское племя ятвягов, и на Литву. В этом видится стремление укрепить северо-западные границы Руси и обеспечить выход к Балтийскому морю.
Были отвоеваны «Червенские города» (Галичина). Последние к тому времени оказались под сильным давлением Германии, Чехии и славянских, прибалтийских племен. Поэтому Польша и Русь заключли союз, который был укреплен династическими связями: сын Ярослава - Изяслав женился на сестре Казимира I, а сам король женился на сестре Ярослава - Добронече. Династическим бракам Ярослав уделял большое внимание. Он сам был женат на дочери шведского короля - Ингигерде. Младшая дочь Ярослава - Елизавета вышла замуж за норвежского короля Гарольда. Анастасия выдана за венгерского короля Андрея, а старшая Анна – за французского короля Генриха I. После смерти мужа Анна была около 15 лет регентшей, т.е. правительницей Франции, в то время когда ее сын был малолетним. Елизавета, потеряв своего мужа на войне, вторично вышла замуж за короля Дании. Сын Ярослава - Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха. В этом браке был рожден Владимир - будущий князь Владимир Мономах.
Древнюю Русь называли «гардарикой», т.е. страной городов. В X в. на Руси было 30 крупных городов, в середине XI в. – 42, а в середине XIII в. – 62. Причем речь идет о крупных городских центрах с укрепленной центральной частью («детинцем»), кремлями с общей площадью свыше 2,5 га. (Сахаров, стр. 127).
Надо отметить, что эти города были созданы, как правило, самими славянами. Что касается городов Западной Европы, то многие из них были созданы древними римлянами и перешли современным европейцам как бы по наследству после крушения Римской империи. Многие городские поселения возникли как римские крепости, где располагались римские легионы, и из которых осуществлялось управление римскими провинциями. Здесь собирались подати и налоги, которые потом доставлялись в Рим, вершился суд прокураторов и т.д. Обитатели крепости общались с местным населением, передавали ему грамотность и культуру, навыки хозяйствования и т.д.
Вокруг крепости располагалось поселение, торг, храмы и т.п., которое становилось городом. К таким городам относятся Лондон в Англии, Кельн в Германии, Арль, Марсель во Франции. В Италии таких городов множество, в том числе последняя столица Римской империи Равенна и сам Рим.
Что касается Восточной Европы, в частности, таких стран как Польша, Венгрия, Швеция, Норвегия и др., то здесь города возникли позднее, чем на Руси.
Ярослав был не только крупным государственным деятелем Древней Руси. Он проявил себя как личность, как человек, преодолевший самого себя. Ярослав не обладал от природы физической силой и был хромым. Но он был смелым воином и сам вел свое войско в бой. Родившись в семье язычников и воспитываясь в глуши, куда его отправил отец вместе с матерью, он стал истинным христианином, грамотнейшим человеком своего времени. При нем возникли первые библиотеки, приехали на Русь переписчики книг и переводчики, созданы школы, куда отбирали и направляли детей на обучение. Являясь четвертым сыном, и почти не имея шансов стать правителем Руси, он стал великим князем и правил Русью почти 35 лет, прожив около 75 лет.
В истории Российского государства Ярослав Мудрый занимает особое положение. Он дал Руси первый сборник законов, который назывался «Русская правда». До этого основным регулятором жизни в обществе был «Русский Закон». Его основные положения, например, воспроизведены в договоре Руси с Византией, заключенном Олегом в 911 году. «Русская правда» представляла собой письменный перевод н