Путь к примирению в России (и в мире) До сих пор не затихают споры о советском прошлом, о роли Сталина, о судьбах коммунизма. Общество никак не успокоится, расколото на непримиримые группы людей разных убеждений, оценок. Примерно около 2 миллионов лет существует человек. Из них только 8-10 тысяч лет он живет в современной цивилизации. Для её возникновения было характерно появление городов, письменности, частной собственности, семьи и государства. До этого человек занимался присвоением готовых даров природы, собирательством и охотой, был постоянно полуголодным и незащищенным от болезней и опасностей окружающей среды. Революция (неолитическая) произошла тогда, когда человек стал заниматься производством: выращиванием растений, приручением диких животных, использованием их тягловой силы и т.д.) теперь люди могли не только насытиться. Стали появляться излишки зерна, мяса и т.п. Сначала излишки дарили, потом стали обменивать. Обмен становится регулярным. Возникают деньги. Благодаря этому потребность в коллективном производстве (охоте на крупных животных, выкорчевывании лесов и распашке земель и т.п. ) отпадает. Отдельная брачная пара (мужчина и женщина) выделяются из общины и начинают вести самостоятельное хозяйство и жить отдельно. Взятого в плен воина или безнадежного должника стало выгодно превращать в домашнего слугу, раба. Так появляется семья, частная собственность, товарообмен, деньги, государство. Появляются бедные и богатые, т.е. возникают классы и классовое общество. Естественно в этих условиях возникают у небогатых людей мысли, что раньше, в первобытном обществе жизнь была более справедливой. В общине были все равны. И не было различий в богатстве и социальной дифференциации. Община в своем развитии прошла стадии: первобытная, родовая, сельская. Кстати, в России до 1917г. В течении веков существовала именно сельская община. Первые письменные свидетельства об идеализации прошлого находятся в творчестве древнегреческого поэта Гесиода. Он называл несколько веков (периодов) в жизни общества: золотой, серебряный, медный и т.д. И утверждал, что каждый век был хуже предыдущего и идеализировал первобытные времена. Развернутую теорию о построении идеального общества в будущем человечество получило в трудах древнегреческого философа Платона (500 лет до нашей эры). Он называл главным злом в обществе частную собственность и обусловленные ею деньги, корыстолюбие, эгоизм и общественное неравенство. С целью ликвидации указанного зла он предлагал разделить общество на 3 группы: политики и философы, воины, ремесленники и крестьяне. Собственность могли и должны были иметь последние, чтобы работать и создавать средства жизни для всего общества. Для первых двух групп собственность, особенно деньги, золото и т.п. не были нужны. Они им только мешают как роскошь, портят их нравы и т.п. Поскольку стремление иметь собственность прививается детям в семье, уже испорченными родителями, дети сразу после рождения отбираются у родителей и воспитываются отдельно. Они не знают своих родителей, а родители не знают своих детей. Да и семьи создаются людьми не исходя из собственных симпатий друг к другу, а по рекомендации специальных должностных лиц, и цель этих рекомендаций рождение крепких и здоровых детей, будущих воинов и правителей. В древнем Риме так же существовали легенды о золотом веке в прошлом (веке Хроноса или Кроноса), о путешественнике Ямбуле и т.д. Так, Ямбул прибыл на некий далекий остров и там обнаружил справедливо устроенное общество: отсутствует частная собственность и неравенство, отношения между людьми доброжелательные, господствуют простые и добрые традиции и т.д. В средние века появляются идеи о справедливом возмездии богачам - страшном суде, и о райской жизни в загробном мире для бедных, праведников и т.п. С развитием капиталистических отношений снова появляются сочинения о справедливом обществе, где отсутствует частная собственность и эксплуатация, где все люди сыты, довольны и счастливы. Среди таких можно назвать сочинения "Город солнца" Томмазо Компанеллы, "Утопия" Томаса Мора. и т.д. Со временем подобных работ и теорий появляется все больше и больше, Сен-Симон, Фурье, Оуэн и т.д. Сюда можно отнести многих современников К.Маркса, Ф. Энгельса. |
Путь к примирению (продолжение) В 19 веке движение за создание справедливого общества становится массовым. Активизируется и общественная борьба за социальные преобразования, за революцию и теоретическое обоснование освободительной роли рабочего класса. Огромный вклад в формирование учения о социализме и коммунизме внесли Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Значительная часть их многочисленных работ посвящена критике противников революционных преобразований капитализма, критике противников коммунизма. Однако следует признать, в кардинальном вопросе - вопросе о частной собственности они по сути остались на позициях Платона. Повторим его мысли, что главное зло- частная собственность. Более того, если Платон считал, что частная собственность необходима в производстве(у ремесленников и крестьян), то основоположники марксизма её полностью отрицали. И 1-й том "Капитала" заканчивается словами: "Бьет час капиталистической частной собственности, экспроприаторов экспроприируют.) Вместе с собственностью должны исчезнуть и деньги, и классы, и само государство, исчезнет и брак, официально регистрируемый и являющийся, якобы, буржуазным пережитком, и будет свобода любви. А детей должно воспитывать общество, т.е. почти все то, что у Платона, но с собственностью классики расправились более решительно. Хотя, миллион раз утверждалось в советской литературе, что К. Маркс и Ф. Энгельс создали теорию научного коммунизма, на самом деле и их теория оказалась утопической, ибо построить коммунизм в том виде в котором они предлагали невозможно. Это подтвердила практика подобного строительства во многих странах Европы, Азии, Америки. Что на сегодня осталось? Северня Корея? Китай? Но в Китае от коммунистической идеологии не отказываются, однако хозяйство там в значительной степени частное капиталистическое. Коммунистический эксперимент при Мао с треском провалился - строительство доменных печей в каждой деревне и т.д. Итак, мечта о светлом будущем обществе без эксплуатации и частной собственности существовали тысячи лет, и человечество не отказалось бы от неё добровольно никогда. Для внесения ясности в это архиважное дело требовался гигантский социальный эксперимент по внедрению коммунистических методов организации жизни общества. В одной небольшой стране он не мог состояться - пролетарскую революцию задушили бы сразу соседи, как в 1918 г. в Германии, Венгрии. Нужен был такой эксперимент в огромной стране, которая бы выдержала контрреволюцию извне. Так провидение выбрало для эксперимента огромную страну с колоссальными людскими, материальными, природными ресурсами – Россию. Исключительная прозорливость и гениальность могла проявиться в полной мере, наверное, только у такого уникального, мудрого и осторожного человека как Ф.М.Достоевский. Ознакомившись с марксизмом он высказался, что это в принципе создать можно, но необходимо "положить" сто миллионов человек в жертву. Так оно на самом деле и вышло: потери России за 70 лет эксперимента - около 100 млн человек (прямые потери от гибели людей и потери от не родившихся у них детей) В. Ленин несомненно проявил гениальность в 1921г.,когда без продуктообмена, т.е. обмена зерна на нужные селу промтовары, крестьяне отказались отдавать зерно. Тогда возникли восстания, и самое известное восстание в Кронштадте. Он понял: товарное обращение, деньги и частная собственность ещё нужны. Он убедил своих соратников в необходимости частичного возрождения в России капиталистического производства и начался НЭПа. Предпринимателям возвращали заводы, фабрики и .п. (в собственность или во владение - другое дело) Но Сталин был иной человек. Он несомненно лидер высокого класса, талантливый, трижды топменеджер. Но назвать его гениальным вряд ли можно. Он свято верил в коммунизм, по крайней мере в первый период его строительства и был его фанатиком, фактически он был рабом этого учения. Его деятельность, с одной стороны, обусловливалась этой рабской зависимостью от идеи, с другой стороны, стремлением сохранить власть и лидерство. Население Советского союза в массовом масштабе не хотело расставаться со своей собственностью, в частности с землей, которую ему, кстати, большевики долго обещали дать в пользование, а потом потребовали отдать обратно. Люди в массовом порядке не хотело, но и серьезно противилось этому. Поэтому для реализации идеи коммунизма коллективизацию проводят под угрозой насилия и при непосредственном насилии. Таким же образом уже позднее Хрущев боролся с личным подсобным хозяйством крестьян. А его приемники запрещали где бы то ни было косить траву, заготавливать сено коровам в 70-е годы. Или, например, ходили комсомольцы с метром и ломами в 70-е начале 80-х годов и разрушали у населения теплицы, которые были большего размера, чем полагалось (боялись, что люди разбогатеют) Вряд ли было бы лучше народам России, если бы вместо Сталина у власти оказался бы Троцкий. Добровольно попытку реализации идеи коммунизма никто не смог бы осуществить и могло быть ещё больше крови и жертв. Известно, что Троцкий был ярким сторонником мировой революции и мог бы начать её осуществление еще в 30-е годы. Таким образом, Сталин был одновременно великим лидером могучей державы и жалким рабом утопической идеи. Понимание этого и должно примерить и его сторонников и его противников. Вселенский эксперимент со строительством коммунизма должен был где-то произойти. Провидение, всевышний отдали в жертву именно Россию. Этот эксперимент указал человечеству действительный путь к будущему общества. А будущее человечества - это, скажем: «шведская модель социализма»,социальное государство в Германии, Франции и др. странах. Вроде бы не большое отличие в словах социальное и социолитическое государство, но разница огромная. Что такое социалистическое общество, мы знаем. Оно достигло значительных успехов в СССР благодаря невиданной доверчивости, силе и выносливости, беспримерной преданности Российского народа идее коммунизма, невероятным жертвам и усилиям при проведении индустриализации, в ходе второй мировой войны, в освоении космоса, создании лучшего в мире образования, высокой культуры и т.д. Но это общество быстро зашло в тупик: коммунизм, обещанный Хрущевым, в начале 80 годов не наступил, страна веками вывозившая зерно, станет его ввозить, жизнь людей становилась все хуже, более того и есть людям стало нечего. Продовольственная программа 1982 года при Брежневе не пошла и пойти не могла без частной собственности и инициативы государства. Его зарегулированная экономика оказались не неконкурентоспособной по отношению к капиталистической экономике соседей, и они победили в этом соревновании. Но эксперимент в России позволил капитализму возродиться к жизни в новых условиях. Там предприниматели, лидеры государства, профсоюзов, других организаций и гражданское общество в целом поняли: надо уступать трудящимся в их борьбе за свое существование, позволить им создать человеческие условия жизни. Иначе будет революция, как в России, и они (предприниматели, лидеры государства и т.д.) все потеряют в бесплодной гражданской войне. Благодаря этому сформировались идеи и практика создания и функционирования социального государства. В нем существуют разные формы собственности: индивидуальная, частная, акционерная, кооперативная, корпоративная, государственная и т.д. Они конкурируют друг с другом в борьбе за более эффективное производство. Но государство взяло на себя не только политические, военные, но и социальные функции. Оно регулирует экономику (налоги, субсидии, денежное обращение, деятельность банков т т.д.), устанавливает минимальную оплату труда, социальные гарантии безработным, инвалидам, многодетным и т.д. Причем существует прогрессивная шкала налогов. С минимального дохода налог вообще не взимается. Но с огромных доходов налоги достигают 60-80%. За счет этого и создаются социальные фонды. Существует много методов определения, где, в какой стране люди живут лучше. Здесь учитывается и уровень зарплаты, и покупательная способность денег, и потребление товаров на 1 человека, производство валового продукта на душу населения и т.д. Представляется что самым верным показателем уровня качества жизни человека является средняя продолжительность жизни. Если в России мужчины в среднем живут 58-59лет, а во Франции или Норвегии 80, то в последних странах и условия труда лучше (меньше травматизма и вреда здоровью) и питание, и здравоохранение, и образовании, и экология и т.д. тем благоприятнее. Россия принесла себя в жертву в ходе указанного вселенского эксперимента. Теперь человечество узнало и убедилось, какая дорога ведет к справедливому устройству общества (светлое будущее). Теперь самой России пора построить такое общество, и во главе его строительства должно стоять социальное государство. Где человек, его жизнь, здоровье, благополучие - главные ценности. Как и говорил А. Солженицын, а до него первый российский академик М.Ломоносов(в 2011 году исполняется 300 лет со дня его рождения) самое главное для государства - сбережение народа.
Два великих вклада России в мировую историю Современная цивилизация (разделение труда, города, письменность, государство) возникли около 8-10 тысяч лет назад. Её истоки - в древнейших государствах доеврейской Палестины, Шумера, Аккада, Вавилона. Эстафету у них переняли древние Египет, Греция, Рим. Появление цивилизации кардинально изменило отношения между людьми по сравнению с первобытной общиной. Её участники жили бедно, распределение было равное или равнодостаточное, отсутствовало деление на бедных и богатых, на рядовых членов общины и наделённых властью лиц, которые стояли над ними. Уже тогда появляются мечты о возврате прошлых отношений, о равенстве и изобилии и т.п. Но первые дошедшие до нас письменные источники на эту тему появились, примерно, 2500 лет назад. Это труды древних греков Гесиода и Платона. Если первый в основном просто идеализировал прошлые времена, называл их "Золотым веком", то второй дал предложения, как создать идеальное государство. Главным злом он считал частную собственность, драгоценные металлы, деньги, предметы роскоши т.п. Эти вещи портят нравы людей, вносят разлад в их отношения, приводят к делению людей на бедных и богатых и т.д. К испорченности нравов часто приводит неправильное воспитание, поэтому предлагалось забирать детей у родителей сразу после рождения и передавать на воспитание общества (дети не знают своих родителей, родители не знают своих детей). Да и браки между мужчинами и женщинами создаются не на основе взаимных симпатий, а по рекомендации особых должностных лиц, а те исходили при даче рекомендаций исключительно из цели рождения здоровых детей. Десятки и сотни мыслителей в течение многих веков продолжали мечтать о совершенном устройстве общества, излагали его черты в своих трудах. Можно назвать книги итальянца Томазо Кампанеллы "Город солнца", англичанина Томаса Мора "Утопия", а так же Сен-Симона, Фурье, Оуэна и многих других. Слово утопия в переводе означало "место, которого нет". Мыслителей становилось все больше и больше. Наиболее инициативные, энергичные и мудрые из них К. Маркс и Ф. Энгельс, возглавили направление, которое впоследствии получило название научного коммунизма или марксизма. Все предыдущие теории были названы утопическими, т.к. их нельзя было реализовать. Самым главным в марксизме считается учение о диктатуре пролетариата, т.е. об установлении власти в государстве рабочим классом. Последний объявлялся самым передовым и прогрессивным в истории классом. Он совершает революцию, берёт власть в свои руки и осуществляет нужные преобразования: ликвидирует частную собственность (она становится государственной или общественной) эксплуатацию, деньги, товарное производство, а затем и само государство; упраздняется брак, официально регистрируемый церковью или государством, провозглашается свобода любви. Детей у Платона воспитывает общество. Благодаря научно-техническому прогрессу достигается изобилие всех товаров и услуг. Люди получают средства жизни по потребностям, а работают по возможностям. Значительная часть светлых умов человечества поверила в эту теорию, поддержала её и принялось воплощать в жизнь. Идеи марксизма быстро распространились и овладели умами миллионов людей по всему миру. Ведь рабочих, крестьян, а так же других трудящихся, интеллигенции и бедных людей было подавляющее большинство. Они жили небогато, трудно, и так заманчиво звучало: отнять всё у богатых и поделить. Это можно назвать не только "идеей, овладевающей массами", но и невиданным за все время существования человечества социальным наркотиком. Так легко и просто можно одним махом решить все многовековые, тысячелетние проблемы несправедливости (достигнуть "светлого будущего человечества") От такой волшебной и заманчивой мысли человечество ни за что не отказалось бы. И вот, что бы революция и гражданская война с их ужасами не полыхнули на всем земном шаре, что бы доказать утопичность и великий трагизм такого пути требовался гигантский социальный эксперимент. Он должен был показать: 1) Такой путь неосуществим или бесплоден (утопия) 2) правильный выход в ином - не в ликвидации государства вообще, а в создании невиданного ранее государства, название которому не социалистическое (переходное к коммунистическому ), а социальное.
Провидение, судьба, всевышний выбрали в качестве полигона гигантского эксперимента Россию. В другой стране он вряд ли бы смог осуществиться, нужны огромные масштабы, колоссальные ресурсы, сильный, выносливый и отчаянный народ, верящий в чудеса и т.д. Можно удивляться проницательности гениального писателя и мыслителя Ф. Достоевского. Он ознакомился с марксизмом, поразмыслил и сказал: «Это можно в принципе реализовать, но нужно положить 100 млн человеческих жизней». Так оно и произошло. Потери России в эксперимента 1917 – 1991гг вместе с неродившимися детьми составили около 100 млн человек, а то и более. Население сегодняшней России в пределах нынешних границ могло составить 250-300 млн. человек. Построить коммунизм в России не удалось. Последний раз завершить его строительство к 1980г. обещал Н. Хрущев. Но вместо этого при нём Россия, веками вывозившая зерно, стала его ввозить. А уже в начале 80-х гг. в СССР возникли серьёзные проблемы с продовольствием вообще. Принятая тогда продовольственная программа (1982г.) оказалась невыполненной. Ускорение, перестройка тоже не помогли: к концу 80-х гг. людям есть было нечего. В конечном итоге эксперимент с коммунизмом рухнул, СССР и советская власть (диктатура пролетариата) исчезли. Это и должно было произойти, чтобы убедить человечество в утопичности такого пути. Дело не только в нехватке продовольствия. Производство предметов потребления в целом (жильё, одежда, обувь, бытовая техника и т.п.) серьёзно отставали от объемов производства чугуна, стали, нефти, газа, машин, оборудования и особенно вооружения (танков, самолётов, ракет и т.д.) Были большие проблемы не только в дефиците предметов потребления, но и в их качестве. И важнейшая причина тому – отсутствие рыночного регулирования и конкуренции. Успехи СССР в годы индустриализации, победа в Великой отечественной войне, космосе, развитии науки, культуры, образования и другие достижения получены благодаря таланту народов СССР и России, невиданной вере в коммунизм, оптимизму, самоотверженности и героическим усилиям всего населения. Коммунизм провалился и у других народов, последовавших за СССР, например у немцев. В Западной Германии производились лучшие в мире машины и оборудование, в том числе и «Мерседес», а в Восточной Германии производили автомобиль «Трабант», что-то вроде нашего горбатого «Запорожца». Одни и те же немцы, а результаты труда отличаются, как день и ночь. Или Северная и Южная Корея, Северный и Южный Вьетнам. Пример другого рода показывают процветающие в последние десятилетия Сингапур, Гонконг, Южная Корея и др. достигшие блестящих результатов в экономике и социальной сфере без идей коммунизма. Что касается Китая, его успехи в последние десятилетия поразительны. Но не благодаря общественной собственности на средства производства и государственному планированию. Это как раз имело место при Мао. Сейчас там экономика рыночная. Важнейшую роль в ней играют частная собственность, конкуренция и иностранные инвестиции и технологии. Но несомненно эффективно используется госрегулирование и планирование. Коммунистическая идеология этому не мешает. Итак, первый результат гигантского эксперимента в России: доказано на практике, что «научный коммунизм» тоже есть утопия. Второй результат в том, что СССР и передовые страны земного шара постепенно выработали оптимальный образец современного государства. Это "шведская модель социализма" или социальное государство. Она, например, реализована кроме скандинавских стран и во Франции, Великобритании, Германии. Схожая модель и в США. Идёт процесс подобного строительства в Китае, Индии, Бразилии и др. При формировании этой модели, государства использовали богатый и положительный опыт СССР в области государственного регулирования и планирования, создания и использования социальных фондов, обеспечение социальной защищенности своих граждан и т.п. Следует особо отметить, что правящие круги и крупные предприниматели там не просто стали добрыми и мудрыми, начали заботиться о трудящихся. Они поняли, что сегодня это – насущная необходимость. Теперь всем стало ясно, к чему приводит неуступчивость правящих классов, их оторванность от народа и нетерпение голодных трудящихся (революция, гражданские войны, потеря всей собственности и т.п.) Поэтому та и другая сторона, изучив жизнь в СССР, стали уступать, приходить к компромиссу (правительство, предприниматели, партии, профсоюзы) Так постепенно в XX веке сформировался образец самого совершенного общества в современном мире. И выработать такой образец помог опыт Советского Союза. Важнейшими чертами социального государства является: разнообразие форм собственности на средства производства, конкуренция между ними; рыночное регулирование экономики достигается мощным и систематическим государственным регулированием. Здесь действуют оппозиционные партии, имеется реальное соперничество их в обществе с правящей партией, свободное существование и распространение различных взглядов, мнений и идеологий. Правящие круги зависят от позиции электората ввиду господства свободных выборов и т.д. В конечном итоге мы видим совершенно новую направленность в деятельности государства. В этом важную роль играют социальные фонды и страхование. С помощью налоговых и иных рычагов производится перераспределение национального дохода, формируются фонды для развития здравоохранения, образования, оказания помощи безработным, многодетным, инвалидам и т.д. В Европейских странах налог на доходы очень дифференцируется: лица с низкими доходами вообще освобождаются от него, а на высокие доходы налог увеличивается и достигает 60-80% Например, для бездомных, в ряде стран, создаются специальные дома, где они могут переночевать, получить тарелку супа и кусок хлеба и т.д. А тем бездомным, которые живут в палатках, на улицах города, мэрия регулярно меняет постельное бельё и т.д. В Израиле 60 тысяч матерей воспитывают без мужей своих детей. Из них 30 тысяч – эмигранты из России. Но всем им без исключения государство выплачивает ежемесячно около 14 тысяч рублей (в переводе с шекелей). На эти деньги матери могут оплатить воспитателя, няню, а сами идут работать. В России же подобная помощь мизерная. Россия, оказав человечеству неоценимую услугу в выборе формы и путей развития современной цивилизации, сама понесла колоссальные потери. Теперь требуется время и усилия, чтобы самой идти по оптимальному и уже проверенному пути развития. Несмотря на огромные потери людских ресурсов, особенно специалистов и талантливых людей в сфере науки, образовании, открытий и технологий, в том числе и ввиду «утечки умов», в России сохранился исключительно богатый генофонд. Нации в европейских странах сформировали 4-6 народов, а в США 30-40, то в России - 150-200 народов. Если к этому богатейшему генофонду добавить мудрость и терпение, действительное желание создать великое государство и благополучный, процветающий народ, то это может осуществиться в ближайшие 10-15 лет. Но для этого требуется реальная политическая воля в правящих кругах, и действительное желание всех людей работать и работать, чтобы сделать самим свою жизнь благополучной. |
|
|
|
© n-omelyanenko |